ГЕРМАНИЯ, немцы, дети и все такое другое, ПОСМЕЯТЬСЯ

про немцев-молодцов-эгоистов и русских фей

Общество западных эгоистов чуждо мировосприятию хорошо воспитанных россиян.

-Мама, Фридолин ужасный эгоист! – заявила дочь с порога, швырнув школьный ранец в прихожую.

-Ну что на этот раз?

Вот как объяснить дочери, что мы пережитки совсем другой системы ценностей? Что, чем более развито общество, тем более самодостаточны в нем индивидуумы. В таком обществе речь давно не идет о выживании, но о самореализации. В принципе, этим индивидуумам наплевать, что вы о них думаете. Главное, их цена на рынке. Успешная самореализация оценивается в денежном эквиваленте и более статусном образе жизни. Кому-то даже и это не нужно, достаточно весь день стучать в бубен и петь о боге, сидевшем под фикусом в ожидании просветления. Социально развитое государство никому не даст пропасть, но мотивирует на труд и регулярно берётся за трудоустройство счастливых бездельников.

На специальных курсах для безработных, инструкторы или, как их по-модному называют, коучи, преподают, как правильно себя преподнести. В виду отсутствия особых талантов и заслуг, необходимо себя расхваливать и даже говорить не совсем правду. Ну вот, к примеру:

сходила некто на курсы испанского языка и знает пару элементарных фраз, чтобы не растеряться в буритосах и начосах. Инструктор по составлению резюме сразу же скажет: -Пишите “свободное владение испанским…”.

-На прошлой работе были секретаршей у шефа? Так, пишите “помощник руководителя по всем вопросам, опыт в ведении переговоров, составлении контрактов, заключении договоров.” Ну это же неправда! -Все понимают, что за этим стоит, скажет инструктор. Мы, в Германии используем много скрытых кодов в невербальной речи. (Про эти коды я расскажу в отдельной статье).

Я не хотела работать (случилось это давно и не вылечилось), а бубен себе тогда еще не купила. В Германии, работать по профессии преподавателем английского языка в школе (то есть девочкой для битья детьми, родителями и защищающим их интересы справедливым государством) вообще себя не представляла. Пришлось идти на учебу для переростков-неудачников под названием “повышение квалификации”.  Странностей в той учебе было не счесть и это, не считая стенографию и бухучет.

Во время лекции один из студентов порылся в своей сумке и достал бутерброд. Огромный багель со свисающей колбасой и листьями салата. Я удивилась. Зачем он его достал? Все очень просто. Достал, чтобы съесть! И, нисколько не смущаясь, при всех скучающих нас, при преподавателе, начал откусывать, широко открывать рот, громко жевать. Я от удивления и возмущения не знала, что делать и толкнула локтем сидящую рядом немку. Она повернулась ко мне, а я показала ей на жующего парня.

-Что? -Спросила соседка

-Ты видишь это?

-Что это? Немка обвела глазами класс

-Он ест прямо на уроке!

Девушка посмотрела на меня с какой-то жалостью. -Ты голодная?

-Нет. Я не понимаю, почему он ест на уроке.

-А почему нет? -не поняла в свою очередь соседка

-А как же мы и преподаватель. Это же неуважение к нам всем.

Девушка посмотрела на меня уже совсем странным взглядом.

-Почему? С чего ты взяла? Он просто хочет есть и ест. Вот и все. В чем ты тут неуважение видишь? На этих словах она тоже порылась в сумке и достала яблоко, вкусно откусила и сказала: -Я бы тоже лучше бутерброд съела, но пытаюсь похудеть…

Потом много раз, всегда и везде мне приходилось наблюдать похожую картину. Люди достают из сумки еду и не оглянувшись по сторонам, начинают без зазрения, но с аппетитом есть. Во первых, им все равно, сколько на них сейчас смотрит людей, а во вторых они даже не подумают предложить поделиться. Для меня такое поведение – настоящий культурный шок. Я, в свою очередь, ни куска не могла проглотить, пока не предложу всем присутствующим. На обед я старалась уходить в дальнюю комнату со столами без стульев, отведенную, видимо, для перекусов таких, как я и тихо ела там свои бутерброды.

У нас на фитнессе, в женской раздевалке,  есть уголочки с ширмой для тех, кто стесняется переодеваться перед всеми. Уголки используют только спортсменки-мусульманки – меняют паранджу для улицы на паранджу для спорта. Видимо, и обедать в отдельной комнате, сродни такой ширмочке. Мало ли чокнутых иностранцев со своими традициями? А китайцев специально туда пройти просили, чтобы везде не пахло. Немцы очень из-за всяких запахов переживают и проветривают беспощадно к здоровью окружающих – тоже чистой воды эгоизм, я считаю.

В дальней комнате без стульев обедали я добровольно и китайцы с недоразумением и легкой обидой. Мы с китайцами не общались потому, что плохо понимаем немецкий язык друг друга. Просто ели и улыбались. Иногда к нам заходили немцы с визитом. Стоило кому-то из них подойти и что-то спросить, как я сразу начинала извиняться, давиться куском и предлагать собеседнику присоединиться к трапезе. Некоторые немцы забирали все, до последней крошки, некоторые отказывались. И тут до меня дошло еще одно, не похожее на наше, правило этикета: немцы все понимают буквально. Если им предложили, и они это хотят, то они спокойно возьмут и съедят! Если они не голодные, то соответственно, не возьмут и не съедят.  Оказалось, что бывают и такие, кто просто берут из твоего ланч-пакета маленькую помидорку или кусок яблока вообще не спрашивая. Просто, во время беседы видят у тебя в коробке помидорку, берут, проглатывают и, как ни в чем не бывало, продолжают диалог. Ни спасибо, ни пожалуйста, ни приходи завтра есть мои помидоры.

За 20 лет можно научить слона делать реверанс, а я спешу похвастать своими успехами.

Вид жующих в обществе людей меня больше не смущает. Я не предлагаю всем подряд свои бутерброды. Я даже могу перехватить у кого-то, проходя мимо, на лету,  приглянувшуюся виноградинку. Я не учу детей со всеми делиться. Предложить да, а сидеть и стесняться перекусить потому, что кто-то рядом не ест  – нет! Пока не знаю точно – есть в транспорте это издержки свободной культуры или недостаток воспитания?  Сморкаться громко на публике – это свобода самовыражения или отсутствие стыда? Может быть проблема во мне и, не побоюсь этого слова – моей нетолерантности? Через следующие 20 лет разберусь и с этим.

Рассказываю дочери, что у нас, в Союзе, есть в одиночку было не принято. Правила хорошего тона предписывали, что надо угощать всех присутствующих, и мало того, предлагать угощение по три раза. Соответственно, тот, кому предлагают, будучи человеком воспитанным, должен несколько раз отказаться, сославшись на сытость, прежде чем принять угощение. Этакий кодекс вежливости “Три подхода -три отказа”.

Дочь смеется и не верит. -Да ладно, мама, ты придумываешь или шутишь!

-А вот и не шучу!

Вспоминаю, как на работу в немецкой фирме взяли женщину Нину, недавно приехавшую из России. Меня тоже взяли, но я была девушка уже пять лет, как в Германии, с опытом работы за рубежом, так сказать. Я как “помощник руководителя по всем вопросам, опыт в ведении переговоров, составлении контрактов, заключении договоров”, а она как “главный по чистоте и порядку в помещении, совмещая должность с заведующей складом подсобного инвентаря компании”. Общее между нами было то, что мы обе не ходили обедать со всеми в ресторан, считая это за бессмысленную трату денег, и приносили еду с собой, из дома. Разница между нами была тоже: Я спокойно съедала свой обед на рабочем месте и потом много раз наливала себе халявный офисный кофе.  Нина же, приносила обед на всех сотрудников коллектива и не ела пока не обойдет по десять раз всех коллег: “Ну, попробуйте пока тепленькое, сама пекла. Ну вкусно же! Ну покушайте, я же специально для всех готовила”. Поначалу все немцы отказывались: “Спасибо, я только что из ресторана и очень плотно пообедал”. Человек гладит животик в знак полной сытости и удовлетворения. Но Нина из России знает, что любой воспитанный человек должен обязательно отказаться от предложенного: “нет, ну вы должны попробовать, ну хотя бы кусочек! Вы меня обидите…”. Мужчина опять говорит, уже с некоторым раздражением, что он уже поел, а вот в другой раз, конечно, обязательно. Диалог двух разных культур заканчивается тем, что тетушка Нина приносит тарелки с кухни и накладывает всем порции “на потом покушать”. Оставшееся в кастрюльке женщина убирает в холодильник и обещает раздать добавочки и завернуть с собой “дома детишек угостить”.

Как вы думаете кого уволили с фирмы через пару месяцев?

Правильно! Меня. Мало того, что я обнаружила мало ретивости в помощи руководителю, так к тому же зарекомендовала себя человеком скрытным, чурающимся коллектива. Если, конечно, я правильно расшифровала невербальные коды, в написанной для меня характеристике.

А тетушка и по сей день работает, дослужилась до “unsere Firmenfee”, что в переводе означает без всяких кодов и прикрас “добрая фея компании”. Говорят, что многие располнели от вкусных пирожков, но все равно каждое утро с радостью ждут прихода феи и заранее оставляют тарелочку на рабочем столе.

Если Нина когда-нибудь будет искать себе новую работу, в ее резюме первой строчкой будет стоять: «добрая фея, с года такого по такой-то». В обществе эгоистов самая нужная профессия, вам так не кажется?

 

 

ПОХОЖИЕ СТАТЬИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *